О проекте

В настоящее время во всем мире главной оценкой отношения государства к своим детям является степень обеспечения их благополучия, тех рамок или стандартов качества жизни, которые должны быть им обеспечены. Конечной целью Десятилетия детства (2018-2027), объявленного Президентом России В.В. Путиным в 2018 году, является обеспечение благополучия и безопасности ребенка. Десятилетие детства – период, объявленный Указом Президента Российской Федерации как Десятилетие детства (Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240)

Основанием для проведения оценки благополучия детей в России является План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р): п.128 «Организация проведения научных исследований по оценке качества жизни детей (Индекс детского благополучия)» п.127 «Расширение механизмов участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, учета их мнения по вопросам в сфере детства на федеральном, региональном и муниципальном уровне». Финансирование работ проводилось в рамках государственных заданий Министерства просвещения Российской Федерации (2021-2023 годы) и программы развития университета на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»

Авторский коллектив МГППУ предложил определение благополучия ребенка: Благополучие ребенка (детское благополучие) – состояние ребенка, сформированное при совокупном влиянии социальных, экономических, культурных, психологических и физических факторов на жизнь детей сейчас, в прошлом и в будущем, и направленных на поддержку и улучшение его физического и психологического здоровья, удовлетворение основных жизненных потребностей, обеспечение качественным образованием, возможностями развития в соответствии с его потребностями и возможностями, в условиях безопасности и при участии самих детей, включая их субъективную оценку благополучия.

Для численной оценки используется Индекс детского благополучия (ИДБ). Индекс детского благополучия — индикатор нормативного положения детей и семей, их качества жизни с точки зрения поставленных страной (регионом/ сообществом) целей, и уровень которого определяется заданными параметрами и доступностью определенного набора благ. Индекс детского благополучия представляет собой цифровое значение в баллах, отражающее качество жизни детей и семей с детьми.

Субъективное благополучие

Домен «субъективное благополучие» ребенка (СБ), показывает субъективную оценку жизни и благополучия самим ребенком. Основу расчета СБ составляет система отношений ребенка к себе, другим, окружающему его миру (среде), хронотопу (отношение к прошлому, настоящему и будущему). Данные для определения субъективного благополучия получают в результате опроса детей с учетом их возраста, правового и медицинского статуса, места проживания и пр. Субъективное благополучие - показатель того, как ребенок сам оценивает свое благополучие (реализация права ребенка быть услышанным)

Объективное благополучие

ИДБ в России состоит из четырех доменов (областей измерения). Для каждого домена установлен соответствующий перечень индикаторов, которому соответствует конкретный статистический показатель. Домены соответствуют разделам Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года ((Здоровьесбережение и сохранение жизни; Благополучие семей с детьми; Всестороннее развитие, образование, воспитание; Безопасность жизнедеятельности). В каждом домене есть конечные показатели, непосредственные результаты в отношении детей и семей, условия среды и инфраструктура (опосредованное влияние на благополучие детей). План мероприятий – План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года №122-р.)

Источники информации

Источниками информации являются данные федеральных органов исполнительной власти - субъектов официального статистического учета, а также Национальных проектов, обследование мнений детей по наиболее важным аспектам их жизнедеятельности, взаимодействия с родителями, благополучия в школе. Международный опыт проведения оценки на протяжении нескольких лет привел к отказу от использования субъективной оценки в качестве одного из равноправных показателей индекса. Мнение детей выделяется и рассматривается в качестве самостоятельного индекса субъективного благополучия для сопоставления с объективными данными.

Объективные данные по разным аспектам благополучия – это представления о «благополучии» с точки зрения взрослых, семей и сообществ, чья задача – обеспечение лучшей жизни для детей в настоящем и будущем.

Субъективная оценка, наоборот, является показателем того, как дети относятся к своей собственной жизни в соответствии со своими собственными приоритетами здесь и сейчас. Объективные данные и субъективная оценка детьми своей жизни измеряют разные концепции и показывают не одно и то же и не всегда не совпадают.

История

  • 2021 год

    В 2021 году в МГППУ была разработана Концепция субъективного благополучия ребенка, теоретико-методологическим основанием которой стала теория отношений В.Н. Мясищева.

    Благополучие детей оценивается с помощью двух основных доменов:

    Первый домен – объективное благополучие (статистический домен), состоящий из четырех самостоятельных субдоменов в соответствии с разделами Десятилетия детства (Здоровьесбережение и сохранение жизни; Благополучие семей с детьми; Развитие, образование, воспитание; Безопасность жизнедеятельности). В каждом домене есть конечные показатели, непосредственные результаты в отношении детей и семей, условия среды и инфраструктура (опосредованное влияние на благополучие детей).

    Второй домен - субъективное благополучие - СБ (как дети сами оценивают свое благополучие). Вместе они составляют Индекс детского благополучия - ИДБ (методика расчета разработана МГППУ). На основании операциональной модели был разработан инструментарий оценки субъективного благополучия ребенка.

  • 2023 год

    В 2023 году инструментарий прошел экспертную оценку заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (МВД России, Минздрава России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минспорта России), а также 11 профильных подведомственных Минобрнауки России научных организаций, по результатам которой он был доработан.

  • 2024 год

    В 2024 году работа по созданию визуализированного каталога относительных профилей субъективного благополучия для различных категорий подростков и в зависимости от условий проживания, обучения, воспитания проводилась в рамках реализации программы развития Университета «Приоритет-2030».

    В 2024 году в рамках проекта «Национальный индекс детского благополучия в России» проведена работа по созданию визуализированного каталога относительных профилей субъективного благополучия по 13 субдоменам для различных категорий подростков и в зависимости от условий проживания, обучения, воспитания, с описанием мишеней помощи и работы с ними.

Информация о проведении оценки детского благополучия в 2024 году

151,7 тыс. детей

В оценке СБ приняло участие более 151,7 тыс. детей подросткового и юношеского возраста от 13 до 18 лет приняло участие в оценке субъективного благополучия.

Из них

69,5 тыс. (45,8 %) - мальчиков

82,2 тыс. (54,2 %) - девочек

Подавляющее большинство которых воспитывается:

105,8 тыс.; (70%) - в родных

97,8 тыс.; (64%) - полных

48,5 тыс.; (32%) - многодетных семьях

7,4 тыс. (5%) - имеют статус ребенка, оставшегося без попечения родителей

5,5 тыс.; (4%); - большинство из них воспитывается в приемных семьях

У части опрошенных диагностированы:

12,6 тыс.; (8%) - ограниченные возможности здоровья

6,5тыс.; (4%) - инвалидность

5,5 тыс; (4%) - представлены подростки с девиантным поведением

14,7 тыс. (10%) - проживает на вновь присоединенных территориях (ДНР)

Категории детей, участвующих в исследовании:

  • нормотипичные,
  • с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
  • дети-инвалиды;
  • дети-мигранты;
  • дети-сироты (проживающие в организациях для детей-сирот и замещающих семьях);
  • дети, состоящие на внутришкольном учете или на учете в КДН и ЗП;
  • дети, исповедующие основные религии России;
  • дети разных национальностей.

Все опрошенные обучались в образовательных организациях:

116,3тыс. (77%) - общеобразовательная школа

23,5тыс. (16%) - гимназия

5128 (3,4%) - колледж/техникум

2,3 тыс. (1,5%) - малокомплектная сельская школа

1,7 тыс. (1,1%) - школа-интернат

1,3 тыс. (0,8%) - коррекционная школа

0,4 тыс. (0,3%) - домашнее обучение

0,3 тыс. (0,2%) - школа, где учатся дети народов Севера

0,295 тыс. (0,2%) - кочевая школа

0,2 тыс.(0,1%) - закрытая школа для трудных подростков

Конференции

В 2022 году ключевой темой Международной научно — практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России». 1848 человек стали участниками Конференции в день проведения мероприятия.

В 2023 году в МГППУ проведена Международная научно-практическая конференция по теме: «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей».
Общая численность участников Конференции – 110 человек на площадке МТС Линк, более 3 400 человек смотрели трансляцию на Ютуб канале МГППУ. Итого более 3 500 человек стали участниками Конференции в день проведения мероприятия.

Для тех, кто любит математику

В файле представлена математическая модель расчета индексов субъективного благополучия и их визуализация

Посмотреть файл

В оценке благополучия участвовали следующие регионы:

2023 - 2024 год - приняли участие 151 528 подростков (программа Приоритет 2030)

2022 год - приняли участие 14 809 подростков (Госзадание Мипросвещения России)

2021 год - приняли участие 16 133 подростков. (Госзадание Мипросвещения России)