Что такое субъективный индекс?

Домен «субъективное благополучие» ребенка (СБ), показывает субъективную оценку жизни и благополучия самим ребенком. Основу расчета СБ составляет система отношений ребенка к себе, другим, окружающему его миру (среде), хронотопу (отношение к прошлому, настоящему и будущему). Данные для определения субъективного благополучия получают в результате опроса детей с учетом их возраста, правового и медицинского статуса, места проживания и пр.

Справочник по субдоменам

В перечень актуальных сфер включены: образование, спорт, «ручные» умения, досуг. Вопросы блока позволяет выявить удовлетворенность подростка своими достижениями в данных сферах. Сформированные ручные умения (сложные умения, связанные с непосредственной ручной деятельностью, формируемые в процессе занятий ручным трудом, основанные на освоении конкретных операций и приобретении необходимых для ручной деятельности знаний и навыков) – важнейшее условие для развития когнитивно-эмоциональной сферы ребенка, развития у него творческих способностей. Наличие достижений в области «ручных умений» (создание различных поделок, умение починить то, что сломано, пошив одежды, умения делать прически, готовить еду и др.) формирует у подростков представление о себе как об эффективной, творческой личности и оказывает непосредственное влияние на удовлетворенность жизнью.

Показатели субдомена позволяют выявить степень удовлетворенности информанта своими достижениями (никогда не удовлетворен, редко, довольно часто, очень часто; всегда) следующими достижениями: в изучении учебных предметов в целом, а также в изучении основных школьных предметов (русского языка, иностранных языков, математики) в занятиях физкультурой и спортом; ручными умениями (в том, что вы делаете своими руками); досуговой сферой (в тех интересных для вас делах, которыми вы занимаетесь в свободное от школы время: (например: фотографирование, рисование, пение, музыка, танцы, драмкружок, выступление на сцене, конструирование и моделирование, программирование и др.). Оценка проводится на основании шкалы Лайкерта: «никогда» (1 балл); «редко» (2 балла), довольно часто (3 балла); «очень часто» (4 балла»), «всегда» (5 баллов).

Выявляется также наличие негативного аффекта в отношении своих достижений, свидетельствующий о стрессовом (субдепрессивном) состоянии информанта: «У меня нет достижений, мне нечем быть довольным». Показатель оценивается по также по 5- балльной шкале Лайкерта, где согласен (1 балл), а «не согласен» (5 баллов). В рамках субдомена представлены вопросы, позволяющие выявить степень комфортности образовательной среды для информантов. Выясняется тип и уровень образовательной программы: общеобразовательная, повышенной трудности – гимназия/лицей, СПО, вузовская программа; пониженной трудности – коррекционная. Выявляются особенности образовательной организации: малокомплектная сельская школа, школа-интернат; школа-интернат, где учатся дети коренных народов Севера, В кочевая школа; закрытая школа для трудных подростков; домашние обучение.

Определяется время, затраченное на дорогу до образовательной организации (шаговая доступность организации). Выясняется, на каком языке ведутся занятия: на русском и на национальном языке информанта. В рамках субдомена выявляется степень комфортности обучения для информанта, связанного с пониманием языка, на котором ведется обучение (Насколько хорошо Вы знаете язык, на котором ведутся занятия в школе?). Варианты выбора ответа оценивается по 5-ти балльной шкале Лайкерта: «ничего не понимаю» (1 балл); «понимаю плохо» (2 балла); «понимаю. но не все» (3 балла); «хорошо понимаю» (4 балла); «отлично понимаю» (5 баллов). Данный вопрос является фильтрующим для формирования группы мигрантов; он также важен для понимания степени их адаптированности к обучению в соответствии с количеством времени проживания в России (Сколько лет Ваша семья проживает в России: «с вашего рождения»; «более 5 лет»; «3-4 года», «менее 3-х лет»; «до года»).

Вопросы являются классифицирующими для формирования групп информантов на основании типа и уровня образовательной программы, особенностей образовательной организации, языка преподавания, а также для определения уровня СБ и различных его субдоменов у представителей данных групп.

В качестве психодиагностического инструмента используется методика М. Розенберга Шкала самооценки М. Розенберга. Самооценка - это оценка того, как мы оцениваем себя в целом, положительно или отрицательно. Тот, кто относится к себе положительно, имеет высокую самооценку, в то время как те, кто относится к себе негативно, имеют низкую самооценку. Самооценка является одним из компонентов я-концепции, наряду с другими, такими как самоэффективность или мастерство, а также самоидентификация. Самооценка является универсальной и достоверно измеряемой человеческой характеристикой. Она выполняет функцию буферизации тревоги при стрессовых состояниях. Шкала самооценки Розенберга состоит из 10 утверждений (пять положительных, пять отрицательных), каждое из которых сопровождается четырьмя вариантами ответа, варьирующимися от "категорически не согласен" до "полностью согласен". Инструкция: ниже приведен список утверждений, касающихся Ваших мыслей о себе. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение, используя следующую шкалу: 0 = «полностью не согласен», 1 = «не согласен», 2 = «согласен», 3 = «полностью согласен». Инструкция: «Перед Вами десять утверждений. Нужно определить, насколько Вы согласны или не согласны с каждым из них. Отметьте галочкой (V) тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение

Утверждения полностью не согласен (0 баллов) не согласен (1 балл) Согласен (2 балла) полностью согласен (3 балла)
1. В целом я доволен собой
2. Временами мне кажется, что я не совсем хорош
3. Думаю, у меня есть ряд достоинств
4. Многие вещи я способен делать не хуже большинства других людей
5. Мне кажется, что мне нечем гордиться
6. Иногда я чувствую себя бесполезным
7. Я считаю себя достойным и равным другим человеком
8. Мне бы хотелось больше уважать себя
9. По большому счету я считаю себя неудачником
10. Я хорошо отношусь к себе

Обработка результатов: для подсчета показателя самооценки необходимо суммировать баллы по всем пунктам шкалы. При подсчете прямых пунктов (№ 1, 3, 4, 7, 10) используется восходящая шкала ответов (0 = «полностью не согласен», 1 = «не согласен», 2 = «согласен», 3 = «полностью согласен»), а при подсчете обратных пунктов (№ 2, 5, 6, 8, 9) – нисходящая шкала ответов (0 = «полностью согласен», 1 = «согласен», 2 = «не согласен», 3 = «полностью не согласен»). Чем выше показатель по шкале, тем выше у респондента самооценка.

Качество жизни общества во многом определяется уровнем психологического и физического здоровья молодого поколения. Здоровье во многом определяется активностью образа жизни и его субъективными оценками. Субдомен направлен на выявление ресурсов и дефицитов, связанных с физическим и психологическим здоровьем, и степени их выраженности. Выявляется глобальная удовлетворенность респондента своим здоровьем с помощью вопроса «Как Вы можете охарактеризовать свое здоровье?», которая оценивается по 5-ти балльной шкале Лайкерта: Отличное (5 баллов); Очень хорошее (4балла); Хорошее (3 балла); Нормальное (2 балла); Плохое (1 балл).

Поскольку здоровье во многом определяется активностью образа жизни и его субъективными оценками, то в структуре субдомена выявляется степень удовлетворенности актуальной активностью респондента, ограниченную по времени прошедшей неделей (Вспоминая прошедшую неделю ... Вы вели активный образ жизни? (например, занимались бегом, бегали на лыжах, занимались гимнастикой, играли в футбол (хоккей), катались на велосипеде и др.), которая также оценивается по 5-ти балльной шкале Лайкерта: «совсем нет» (1 балл; немного занимался (2 балла); то занимался, то не занимался (3 балла); часто занимался (4 балла); «очень часто занимался» (5 баллов). Для уточнения неудовлетворенности активностью образа жизни на прошедшей неделе вводится условие «Болел на этой неделе», которое не оценивается, но является уточняющим обстоятельством для низких оценок.

Также оценивается степень удовлетворенности информанта еще одним ресурсом здоровья- своей энергией (Вспоминая прошедшую неделю ... Вы чувствовали себя полным энергии?). 5-балльная Шкала Лайкерта выглядит следующим образом: ни одного дня (никогда на прошлой неделе (1 балл), редко (2 балла), достаточно часто (3 балла), почти всегда (4 балла); постоянно (5 баллов). В структуру субдомена включены вопросы, направленные на выявление депрессивного состояния у подростка, обусловленного переживаниями одиночества и грусти. Чувство одиночества понимается как эмоциональное состояние человека, когда у него нет доверительных отношений с другими людьми из-за психологической и социальной изоляции. Особый акцент делается на состоянии грусти как возможного последствия переживаний горя и утраты. Неслучайно вопросы об этом состоянии имеют градацию (Вспоминая последнюю неделю... Вам было грустно? Вам было настолько грустно, что не хотелось ничего делать?). Одиночество и грусть – это либо предикторы депрессивные состояния, либо уже его симптомы. Они могут повлечь приступы меланхолии, плохого настроения, неспособность делать обычные повседневные дела.

В субдомен входит вопрос, направленный на выявление проблем пищевого поведения у респондента (Вспоминая последнюю неделю... Вы чувствовал себя голодным? ). Все вопросы также оцениваются по 5-ти балльной шкале Лайкерта: «постоянно», «почти всегда», «достаточно часто», редко», «никогда». В рамках Субдомена уточняется место, где обучающиеся занимаются спортом и физкультурой (Где Вы занимаетесь спортом? Варианты выборов: в спортивной секции; в спортивной школе; во дворе, парке, спортивной площадке; не занимаюсь спортом; не посещаю уроки физкультуры по состоянию здоровья). Данный вопрос важен для уточнения оценки удовлетворенности активностью образа жизни, а также выделения группы информантов, имеющих освобождение от физкультуры. Он также является классифицирующим для выделения групп информантов в соответствии с местом занятия спортом, выявление его влияния на субъективную оценку здоровья и активности образа жизни.

Субдомен направлен на оценку удовлетворенности информанта своей психологической и физической безопасностью в разных социальных контекстах; выявление ситуаций буллинга и кибербуллинга, а также источников буллинга. Под психологической безопасностью личности понимается состояние защищенности психики от негативных факторов, способствующее формированию адекватной ориентировочной основы социального поведения человека, конструктивных отношений к миру, к себе и его сохранность и целостность как развивающегося социального субъекта школе.

Информантов просят оценить степень своей безопасности в школе, дома, на улице, городе, селе, где вы живете, в интернете, в России по 5- ти балльной шкале Лайкерта: «очень опасно» (1 балл»; «опасно» (2 балла); «трудно сказать» (3 балла); «безопасно» (4 балла); «абсолютно безопасно» (5 баллов). Уточняется степень безопасности в доме (У меня есть место в доме, где я храню свои вещи и не боюсь, что их кто-то возьмет: абсолютно не согласен» (1 балл); «не согласен» (2 балла); «скорее согласен, чем не согласен» (3 балла); «согласен» (4 балла); «абсолютно согласен» (5 баллов). Буллинг (запугивание) понимается как агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Выявляются ситуации, в которых подростки сталкиваются с недружественными действиями в отношении себя: «на меня сильно кричали», «меня обзывали и дразнили», «никто не хотел со мной разговаривать, проводить свободное время», «у меня украли вещи», «мне нанесли физический вред (ударили, толкнули)», «были случаи, когда на меня совершали нападки в соцсетях, троллили в чатах или онлайн – играх». Недружественные действия включают и кибербуллинг: «были случаи, когда специально создавалась онлайн группа, веб-страница, интернет- видео, где высмеивали меня, мои увлечения, поступки», «были случаи, когда мои письма, фотографии, видео, в том числе сексуального характера, пересылали без моего ведома». Оценивается по 5-ти балльной шале Лайкерта частота и повторяемость этих ситуаций: «бывало несколько раз в неделю» (1 балл); «бывает раз в неделю» (2 балла), «бывает только иногда (3 балла); «было раз или два» (4 балла); «никогда не было» (5 баллов).

В рамках Субдомена выясняются источники буллинга, которые включают в себя различных представителей социальной сети подростка: родители или другие члены семьи; воспитатели в детском доме; приемные родители, опекуны; учителя; взрослые на улице; ребята, с которыми Вы учитесь; ребята, с которыми Вы живете в детском доме; родные братья и сестры; ребята, с которыми Вы живете в приемной семье; ребята на улице; кто-то другой (напишите кто?).

Вопросы субдомена соответствуют требованиям Конвенция о правах ребенка статьи 12 «О правах обеспечения того, чтобы дети были выслушаны и вовлечены в принятие решений, касающихся их жизни». Они позволяют выявить как, по мнению подростка, учитываются его взгляды, желания по важным для него позициям: по поводу организации его среды в семье, проведения отдыха, досуга, образования, получения медицинской помощи и госпитализации, встреч с родственниками, выбора профессии и профобразования и т.д.. Оценка делается с помощью 5-ти балльной шкалы Лайкерта: как часто учитывается мнение подростка: «икогда»; «редко»; «бывает по-разному»; «часто», «всегда».

Участниками внутренней сети подростка являются родители, другие члены семьи, родственники. Предполагается, что в исследовании могут участвовать как информанты, воспитывающиеся в биологических семьях, так и в детском доме, замещающей семье. Поэтому имеется возможность оценить отношения с биологическими, замещающими родителями, воспитателями семейно-воспитательных групп организаций для детей-сирот, где они выполняют роль социальной мамы. Удовлетворенность отношениями во внутренней сети является предиктором субъективного благополучия детей подросткового и юношеского возраста. Семья родная, замещающая, семейная группа детского дома является важнейшим условием социализации ребенка, с нее начинается воспитание личности, формирование индивидуальных качеств. Чем больше подросток окружен заботой, вовлечен в различные виды деятельности и общения, чувствует одобрение и поддержку своей внутренней поддерживающей сети, тем успешнее происходит усвоение им норм поведения и общечеловеческих ценностей, жизненных установок. В субдомене отражена структура потребностей информантов в проведении совместного времени с родителями. В него включены вопросы, позволяющие оценить степень удовлетворенности информантов качеством взаимоотношений с акторами внутренней поддерживающей сети, доступности их для контакта с подростком, количеством совместно проведенным временем. Период оценки ограничен временем, которое может отразить актуальные переживания подростка.

Информантов просят оценить хорошо ли взрослые обращались с ними? Вопрос позволяет выявить переживания информанта по поводу возможного жестокого обращения, пренебрежения его нуждами. Оценка охватывает весь спектр от негативного до позитивного аффекта («совсем нет (1 балл); «не очень хорошо» (2 балла); «достаточно хорошо (3 балла); «часто хорошо» (4 балла); «всегда хорошо» (5 балла). Респонденты также оценивают доступность родителей и лиц, их замещающих, для взаимодействия с помощью выбора ответов на вопросы «Было ли у них время для общения с респондентом? Всегда ли с ними можно было бы поговорить, когда подростку этого хотелось?» по 5-ти балльной шкале Лайкерта: «совсем нет (1 балл), «иногда» (2 балла); «не всегда» (3 балла); часто (4 балла); «всегда» (5 баллов). Выясняется способ и частота совместного проведения времени (нужно оценить каждый способ совместного проведения времени): «Как часто Вы со своими родителями (со взрослыми, с которыми Вы живете) делаете следующее?».

Первым в перечне совместного проведения времени стоит совместный ужин («вместе ужинаем»). Совместная вечерняя трапеза имеет большое значение для взаимоотношений детей и родителей. Она связана с получением удовольствия от еды и общения, снятием напряжения после рабочего дня, успокоением, возможностью выразить поддержку друг друга, способствует здоровому сну. Вторым - общение, обсуждение проблемы (Вместе обсуждаем проблемы, общаемся), что крайне важно для взаимопонимания подростков с родителями и смягчения психологических и физических проблем пубертатного возраста. Третьим – совместное проведение свободного времени, что способствует сближению детей и родителей на почве интересных творческих или других занятий. Выясняется также частота совместного семейного отдыха, проведенного вне обычно ареала семьи («вместе ездим отдыхать на каникулах»), что может способствовать открытию новых возможностей друг друга, скорректировать отношения, сделать их более доверительными. Завершает перечень способов совместного проведения времени совместная работа по дому. По нашему опыту, эту позицию необходимо уточнять для респондентов. Подростки понимают ее как совместное выполнение домашнего задания.

Частота совместного проведения времени оценивается по 5-ти балльной шкале: «никогда»; «редко»; «бывает по-разному»; «часто»; «всегда». В структуре субдомена выясняется, с кем живет информант: с биологическими родителями (с кем именно из родителей), замещающими родителями (форма семейной опеки – приемные родители, опекуны/попечители), прародителями (с кем именно из прародителей); сиблингами; детьми детского дома. Этот вопрос является фильтрующим для выделения уязвимых категорий детей на основании статуса ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, его проживания в условиях семейного жизнеустройства или детском доме; на основании типа семьи (материнская семья, отцовская семья), сформировать соответствующие группы, оценить у них уровень СБ и различных его субдоменов.

К участникам внешней поддерживающей сети относятся сверстниками, учителями, соучениками. У старших подростков отношения с учителями носят амбивалентный характер, как и отношения с родителями в этом возрасте, который обусловлен направленностью задач развития на личностную сепарацию. С одной стороны, они зависимы от оценок и мнения учителя, нередко испытывают страх и тревогу в отношениях с ним, с другой, становятся все более критически настроенными. Уровень толерантности в системе отношений учитель – ученик нестабилен и зависит от множества различных внутренних и внешних условий. Учитель тоже не всегда в состоянии проявлять терпение и мудрость, быть гибким в отношениях, приходить к компромиссу. Все это затрудняет отношения и снижает удовлетворенность подростка своей жизнью. Если удается «ладить» с учителем, то уровень СБ у обучающихся значительно повышается. Поэтому в рамках субдомена выявляется эмоциональная оценка отношений респондента с учителями (Нравится ли вам как Вы ладите со своими учителями?). В рамках субдомена выявляется эмоциональная оценка своих взаимоотношений с соучениками (Нравится ли Вам как к вам относятся ребята, с которыми вы вместе учитесь?) Для оценки используется методика «Лица», которая помогает оценить удовлетворенность по 5-ти балльной шкале: очень не нравится (1 балл); не нравится (2 балла); не знаю (3 балла); нравится (4 балла); очень нравится (5 баллов).

Особое значение для детей старшего подросткового и юношеского возраста имеют отношения дружбы, под которыми понимается особая форма межличностных взаимодействий, характеризующаяся индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностными контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств. В дружеских отношениях особое значение приобретает уверенность в порядочности другого человека. В рамках субдомена выявляется удовлетворенность отношениями с друзьями с помощью вопроса об уверенности в возможности доверять друг другу в отношениях (Могли бы Вы положиться на своих друзей? Как Вы считаете, Ваши друзья могли бы положиться на Вас?). Оценка отражает временной континуум ситуаций доверия: «редко» (1 балл); «редко» (2 балла); «время от времени» (3 балла); часто (4 балла); «всегда» (5 баллов).

Для человека свойственно сравнивать свою жизнь с жизнью других. Это позволяет ему понять, насколько его жизнь соответствует общепринятой в его социуме норме, насколько то, чем он обладает (материальные и нематериальны ресурсы) не хуже, чем у других. Для подростков оценивать человека исключительно по наличию каких-то вещей это – норма. В их сленге существует не только категория вещей must have (англ. «должен иметь»), но и категория to die for (англ. «умереть за»). Тинэйджер может совершить суицид из-за невозможности владеть какой-то вещью, будь то брендовая одежда или смартфон последней модели. Эти вещи нужны подростку чтобы быть принятым в этой социальной группе. Если взрослый человек всегда стремится подчеркнуть свою индивидуальность, то для подростка счастье – ничем не выделяться, чтобы не стать изгоем.

Удовлетворенность «нормализацией жизни» включает разные параметры. Первый параметр – оценка удовлетворенности своей жизнью по сравнению с другими (Я живу не хуже, чем мои сверстники). В сравнении оцениваются такие базовые жизненные ценности старших подростков, как «здоровье» («Мое здоровье не хуже, чем у моих сверстников»); качество еды («Моя еда не хуже, чем у моих сверстников»), внешний вид («Я одет не хуже других). Сравнивается и наличие престижных в подростковой среде вещей - гаджетов (согласны ли Вы, что ваш мобильный телефон не хуже, чем у Ваших друзей?) и интернета (Если у Вас есть доступ к интернету, то можно сказать, что он не хуже, чем у Ваших друзей?). «Нормализация жизни» включает и удовлетворенность индивидуальным вниманием (В мой день рождения меня каждый год поздравляют и дарят подарки»; «Когда я болею, мне всегда оказывается необходимая медицинская помощь»). Оценка параметров субдомена выстраивается по шкале Лайкерта: абсолютно не согласен (1 балл); Не согласен (2 балла); «Скорее согласен, чем не согласен» (3 балла); «Согласен» (4 балла); «Абсолютно согласен» (5 баллов).

Значительное место в оценке нормализации жизни занимают показатели, которые психологи обычно относят к «суверенности психологического пространства, которые включают «наиболее значимые характеристики прочности границ, переживаемые человеком как суверенность собственного Я, которая дает чувство уверенности, доверия к миру, безопасности, позволяет человеку ощущать свою жизнь как аутентичную». В рамках субдомена суверенность пространства оценивается с помощью утверждений, которые свидетельствуют о возможности выделения границ личностного пространства в своем доме, а также о суверенности личных вещей («У меня есть место в доме, где я храню свои вещи и не боюсь, что их кто-то возьмет»; «У меня есть полка в шкафу или целый шкаф, где лежат только мои вещи»; «Я знаю, где в доме лежат мои вещи и могу взять их, когда они мне нужны»; «У меня есть свой собственный письменный стол, за которым я делаю уроки»; «У меня дома есть компьютер и другие гаджеты, которые принадлежат только мне»); о наличии индивидуального психологического пространства у респондента и («Я могу побыть один/одна, когда мне это нужно»; «У меня есть место, где хранятся мои фотографии, фотографии моих близких и друзей»). Оценка параметров субдомена выстраивается по шкале Лайкерта: абсолютно не согласен (1 балл); Не согласен (2 балла); «Скорее согласен, чем не согласен» (3 балла); «Согласен» (4 балла); «Абсолютно согласен» (5 баллов).

Субдомен имеет сложную структуру. В него включены вопросы, направленные на оценку удовлетворенности информантов своим субъективным финансовым благополучием; вопросы, раскрывающие некоторые особенности их финансовой социализации, позволяющие уточнить причины данных оценок; а также вопросы, связанные с финансовым благополучием, уточняющие структура питания информантов дома, а также оценки удовлетворенности школьным питанием. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте характеризуется преимущественной финансовой зависимостью от родителей на фоне появления потребности иметь собственные деньги, найти самостоятельные источники дохода и самостоятельно распоряжаться ими, что в современной культуре ассоциируется с достижением взрослости.

Субъективное финансовое благополучие определяется результатами социального сравнения фактического финансового положения с финансовыми притязаниями, потребностями и восприятием собственного положения, континуум которого начинается от финансового стресса и заканчивается полной удовлетворенностью своим финансовым положением. а также самой финансовой ситуацией, которая оценивается в сравнении с референтной группой. Удовлетворенность финансовым благополучием определяет отношение подростков к проблемам социального неравенства, своему положению в референтной группе, выбор вида экономической деятельности в будущем. Оценка степени удовлетворенности информантов своим финансовым благополучием охватывают континуум от тяжелого стресса, связанного с нехваткой денег на его нужды, до полной удовлетворенности своим финансовым положением (Говоря о прошлой неделе… Вам хватило денег на Ваши необходимые расходы?). Оценки от совсем нет (1 балл) до «всегда хватало» (5 баллов). Далее выясняется насколько в его представлениях его финансовые возможности соответствуют принятой норме в референтной группе (Говоря о прошлой неделе… У Вас было достаточно денег, чтобы заниматься тем же, что и Ваши друзья?). Континуум оценки начинается с переживания собственной бедности и социального неравенства (совсем нет – 1 балл) и заканчивается гордостью за свое благополучие и соответствие требованиям референтной группы (всегда достаточно – 5 баллов).

Выясняется, как подростки относятся к возможностям семьи реализовывать их финансовые права (Вы переживаете, что Вашей семье не хватает денег на то, что необходимо и нужно Вам?). Континуум оценки начинается с переживаний финансовой несостоятельности семьи («всегда» - 1 балл), чьи финансовые возможности не позволяют чувствовать себя благополучным и равным другим, до отсутствия негативных переживаний («никогда» - 5 баллов). Для выявления особенностей финансовой социализации информантов, соотношения финансовой осознанности (conscientiousness) и собственных финансовых прав (entitlement) подросткам предлагают оценить собственные материальные возможности, источниками которых являются как самостоятельно заработанные деньги, так и карманные деньги от родителей, с помощью выбора наиболее подходящего ответа. Выбор включает следующие утверждения: «У меня вообще нет своих денег»; «Мне хватает своих денег на вкусняшки»; «Могу позволить не только купить вкусняшку, но и откладывать свои деньги на более крупную покупку»; «Могу хоть сейчас купить на свои деньги дорогостоящую вещь». Выбор информанта свидетельствует о степени его финансовой осознанности и наличии условий для финансовой сепарации, которая обусловлена возможностью зарабатывать самому и откладывать деньги на удовлетворение своих потребностей. Для несовершеннолетних доступным источником самостоятельного заработка является интернет. Выясняется получают ли они доход от своей деятельности в интернете. Наличие самостоятельных доходов в интернете в подростковом возрасте способствует выбору в будущем предпринимательской деятельности как основного вида экономической деятельности.

В рамках данного субдомена выявляется и оценка материального уровня жизни семьи (Хватает ли Вашей семье имеющихся доходов?). Выявляется доля информантов, сделавшие следующие выборы (Иногда нам не хватает даже на еду; Нам хватает на повседневные расходы (еда, транспорт), но с покупкой одежды уже сложно; Без проблем обеспечиваем повседневные расходы и покупаем одежду, но на бытовую технику надо будет копить; Повседневные расходы, одежда и бытовая техника – не проблема, но крупные покупки (машина, квартира) не можем совершить без накоплений; Хоть сейчас можем купить себе новую квартиру или машину). В рамках субдомена выясняется домашняя структура питания информантов и частота употребления свежих овощей, свежих фруктов, молочных и кисломолочных продуктов, мяса, рыбы, сладостей (конфеты, пирожные и т.п.), хлебобулочных изделий. Данные показатели позволяют, прежде всего, выявить сбалансированность и рациональность иерархии продуктовых наборов, наличие дефицитов в питании подростков. Структура питания связана и с материальными возможностями семьи (вопрос в обеспечении детей полноценным питанием и связаны с оценкой материального положения семьи в самом блоке (Хватает ли Вашей семье имеющихся доходов?), а также с глобальной оценкой своего здоровья в Субдомене ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ И САМОЧУВСТВИЕ, т.к. структура питание имеет непосредственное отношение к оценке субъективного здоровья.

В Субдомене также представлены вопросы о школьном питании. Вопросы позволяют выявить степень регулярности приема пищи в школе обучающимися («никогда», «редко», «часто», «постоянно»; «еду беру из дома») и на этом основании выделить группу регулярно и нерегулярно питающихся детей, уровень и специфику их СБ. В рамках эмпирических исследований доказано, что отсутствие регулярного питания в школе может служить фактором риска развития хронических заболеваний у обучающихся. Так же выявляется степень удовлетворенности школьной едой (Вопрос: Нравится ли вам еда, которой вас кормят в школе?). Информантам предлагается выбрать верный для них вариант: «Мне не нравится еда, которой кормят в школе»; «Мне нравятся только некоторые блюда»; «Мне все нравится». Вопрос позволяет отслеживать качество школьного питания. Выясняется предоставляется ли в школе бесплатная еда отдельным категориям обучающихся, что позволяет отслеживать исполнение Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Статья 37. Организация питания обучающихся).

Под социальными контекстами информантов имеется в виду образовательная организация и спортивная секция. Выявляется степень удовлетворенности подростка школьной (студенческой) жизнью (Вспоминая прошедшую неделю ...Вы были довольны школьной (студенческой) жизнью). Мир образовательной организации является для подростков и молодых людей важнейшим социальным контекстом, где они проводят большую часть своей жизни. Удовлетворенность школьной (студенческой) жизнью связана с переживанием положительных или отрицательных эмоций к особому миру образовательной организации с ее взаимоотношениями с учителями и соучениками, ценностями, правилами, статусами, безопасностью, собственными переживаниями принятости в этом мире и т.д. Континуум оценки начинается от фиксации переживаний тяжелого стресса все не устраивает, полное неприятие школьной жизни («совсем нет» - 1 бал) до полной удовлетворенности всей системой школьной жизни «очень доволен» (5 баллов). Удовлетворенность образовательной организацией, спортивной секцией, оценивалась с помощью методики Эндрюса и Уити «Лица» по 5-ти балльной шкале Лайкерта (очень не нравится; не нравится; не знаю; нравится; очень нравится).

Временная перспектива личности — система представлений о себе и осознания себя в прошлом, настоящем и будущем, где каждая категория имеет определенную эмоциональную оценку. В рамках субдомена выявляются эмоциональный и когнитивные компоненты оценки подростка этапов субъективного времени, степень удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущими перспективами. Информантам предлагают оценить удовлетворенность своим субъективным временем с помощью следующих вопросов: Вы довольны своим прошлым? Вы довольны своей настоящей жизнью? Вы довольны своими перспективами на будущее? Оценка по 5-ти балльной шкале Лайкерта включает в себя следующие параметры: «очень недоволен» - 1 балл; «не доволен» - 2 балла; «не знаю» - 3 балла; «доволен» - 4 балла; «очень доволен» - 5 баллов. Поскольку временная перспектива у подростков обращена в будущее, то выявляются особенности внутренних переживаний респондента в отношении данного этапа жизни. Спектр этих переживаний включает такие эмоции, как безразличие, беспокойство, тревога, безысходность, надежда, уверенность и игнорирование. Респондентам предлагают сделать выбор из этих эмоций (Какие чувства Вы чаще всего испытываете, думая о своем ближайшем будущем?). Высчитывается доля информантов, которые сделали выбор по каждой эмоции.

Соотношение степени удовлетворенности временными этапами позволяет сделать следующие выводы подростки, неудовлетворенные прошлым (чаще всего дети-сироты) затрудняются контролировать обстоятельства своей жизни, считают, что все происходящее в их жизни — результат воздействия внешних факторов, а не их собственных усилий. Они считают, что жизнь принесла им больше разочарований, чем большинству других, и могла бы быть счастливее, чем есть. При оценке своих переживаний в отношении будущего они чаще выбирают характеристики близкие к депрессивным, например, беспокойство, тревога, возможно и безысходность; при снижении удовлетворенности своим прошлым и настоящим переживания информантов нередко связаны с надеждой на будущее, которое видят более счастливым, наполненным приятными событиями; для тех подростков, которые относятся к прошлому времени более позитивно, чем к настоящему и будущему, чаще свойственны переживания беспокойства и тревоги. Они тревожатся, что не смогут в полной мере влиять на свое будущее, нести ответственность за события своей жизни; подростки, которые негативно относятся к различным временным этапам своей жизни, чаще склонны чувствовать безразличие и безысходность в отношении своего будущего; сочетание состояния надежды с безысходностью приводит к столкновению позитивных и негативных представлений о своей жизни в будущем, уверенности-неуверенности в достижении желаемых целей, в непосредственном контроле обстоятельств жизни, в планировании своей жизни на отдаленную перспективу.

Безразличие часто сочетаются с общим снижением оптимизма. Представления о будущих перспективах занимают в структуре самосознания старших подростков одну из ведущих позиций. В рамках субдомена информантов просят оценить свои перспективы в различных областях жизни: хорошее образование, крепкая семья, благополучные дети, любимая работа, успехи, достижения в профессиональной деятельности; материальный достаток, обеспечивающий нормальные условия жизни, уважение, авторитет в ближайшем окружении, интересный круг общения, верные друзья, полноценный отдых, развлечения, путешествия. Оценка по 5-ти балльной шкале Лайкерта включает в себя следующие параметры: «очень низкие» (1 балл), «низкие» (2 балла), «трудно сказать» (3 балла), «высокие» (4 балла); «очень высокие» (5 баллов). Чем выше оценка перспектив «материального достатка»; «успехов, достижений в профессиональной деятельности»; межличностных отношениях, (уважение, авторитет в ближайшем окружении), тем выше у информантов уровень субъективного благополучия.

В рамках субдомена выявляется наличие и степень доверия у подростков к взрослым, с которыми живут, друзьям и себе. Доверие крайне важно для формирования эффективных благоприятных отношений к себе и миру. Подростковый возраст является сензитивным периодом для становления доверительных отношений, т.к. в это время происходит перестройка социальных связей и отношений. Уверенность подростка в возможности доверять участникам своей сети и самому себе имеет прогностическое значение для его субъективного благополучия. Для детей-сирот это имеет особое значение, т.к. в силу психотравматических переживаний, связанной с ранней материнской депривацией, последствиями институционального воспитания, уровень доверительных отношений снижен. В подростковом возрасте под влиянием позитивных отношений с замещающими родителями, наставниками, учителями способность к доверительным отношениям у них может восстановиться. В рамках субдомена подростка просят оценить доверяют ли они взрослым, с которыми живут, и с какой частотой это происходит. Ответ оценивается по 5-ти балльной системе: «никогда» (1 балл); редко (2 балла); трудно сказать (3 балла); «часто» (4 балла); «всегда» (5 баллов). А также информанты оценивают как часто они могут положиться на своих друзей «никогда» (1 балл); редко (2 балла); время от времени (3 балла); «часто» (4 балла); «всегда» (5 баллов) и свои представления о том, как часто друзья могут положиться на них редко (2 балла); трудно сказать (3 балла); «часто» (4 балла); «всегда» (5 баллов)

В рамках субдомена выявляются стрессовые ситуации, которые респондент пережил за последние 2 года, а также его субъективные оценки влияния данных ситуаций на его состояние. Перечень стрессовых ситуаций, который приводят Т. Холмс и P. Рэй в методике «Определения стрессоустойчивости и адаптации», адаптирован под современную ситуацию и особенности выборки. В перечень вошли стрессы, связанные с изменениями жизни информанта и его семьи в связи с СВО (Мобилизация одного из родителей или близких родственников для участия в специальной военной операции; Проживание на территории, где проводилась или проводится СВО; Смена места жительства в связи с СВО), а также ситуации, которые переживают дети, оставшиеся без попечения родителей (Известие о том, что ты – приемный (усыновленный) ребенок; Изъятие из семьи, переход в детский дом (школу-интернат); Перевод в другой детский дом, другую приемную семью); дети с девиантным поведением (Перевод в закрытую школу для трудных подростков).

Выделено 8 типов стрессовых событий: Стрессы, обусловленные болезнью собственной и членов семьи (Госпитализация одного из родителей (серьезная болезнь); Собственная серьезная болезнь или перелом конечностей). Стресс сиротства (травматические события из жизни подростков, связанные с горем и утратой близких, последующей психической депривацией: известие о том, что ты – приемный ребенок; изъятие из семьи, переход в детский дом (школу-интернат). Стресс переходов (стрессы связаны с переходами, например, в другой детский дом, другую школу, СПО, ВУЗ, переезд на другое место жительство, другой район, регион, семью родственников, перевод закрытую школу для трудных подростков, в другой детский дом, другую приемную семью). Стресс перехода переживается личностью как ненормативный кризис. Стресс отношений (Развод родителей; Разрыв с другом/подругой; Увеличение ссор между родителями; Появление отчима или мачехи; Рождение брата или сестры; Отъезд отца из-за смены работы; Неучастие в том, в чем хочется участвовать). Стресс, связанный с СВО (Мобилизация одного из родителей или близких родственников; Ранение близкого родственника в условиях специальной военной операции; Проживание на территории, где проводилась или проводится СВО; Смена места жительства в связи с СВО). Стресс утраты (Смерть бабушки/дедушки; Смерть близкого друга; Смерть одного из родителей). Стресс, обусловленный проблемами с законом (Проблемы с законом; Тюремное заключение одного из родителей). Материальный стресс (Потеря работы родителями, Ухудшение финансового положения родителей). Выделенные стрессовые событие оцениваются информантом по степени их влияния на его состояние. При этом континуум оценки начинается с отрицания влияния стресса до переживания события как кризисного: «совершенно не повлияло» (1 балл); не повлияло (2 балла); «трудно сказать» (3 балла); «повлияло» (4 балла); «очень сильно повлияло» (5 баллов).

Профили субъективного благополучия

Девушки

Профиль субдоменов СБ у девушек 13-17 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у девушек 13-17 лет

Z-оценка относительного СБ девушек

Юноши

Профиль субдоменов СБ у юношей 13-17 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у юношей 13-17 лет

Z-оценка относительного СБ юношей

Подростки 13 лет

Профиль субдоменов СБ подростков 13 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у подростков 13 лет

Z-оценка относительного СБ подростков 13 лет

Подростки 14 лет

Профиль субдоменов СБ подростков 14 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ подростков 14 лет

Z-оценка относительного СБ подростков 14 лет

Подростки 15 лет

Профиль субдоменов СБ подростков 15 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ подростков 15 лет

Z-оценка относительного СБ подростков 15 лет

Подростки 16 лет

Профиль субдоменов СБ подростков 16 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ подростков 16 лет

Z-оценка относительного СБ подростков 16 лет

Подростки 17 лет

Профиль субдоменов СБ подростков 17 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ подростков 17 лет

Z-оценка относительного СБ подростков 17 лет

Девушки 13 лет

Профиль субдоменов девушек 13 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ девушек 13 лет

Z-оценка относительного СБ девушек 13 лет

Девушки 14 лет

Профиль субдоменов девушек 14 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ девушек 14 лет

Z-оценка относительного СБ девушек 14 лет

Девушки 15 лет

Профиль субдоменов девушек 15 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ девушек 15 лет

Z-оценка относительного СБ девушек 15 лет

Девушки 16 лет

Профиль субдоменов девушек 16 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ девушек 16 лет

Z-оценка относительного СБ девушек 16 лет

Девушки 17 лет

Профиль субдоменов девушек 17 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ девушек 17 лет

Z-оценка относительного СБ девушек 17 лет

Юноши 13 лет

Профиль субдоменов девушек 17 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ юношей 13 лет

Z-оценка относительного СБ юношей 13 лет

Юноши 14 лет

Профиль субдоменов СБ у юношей 14 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ юношей 14 лет

Z-оценка относительного СБ юношей 14 лет

Юноши 15 лет

Профиль субдоменов СБ у юношей 15 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ юношей 15 лет

Z-оценка относительного СБ юношей 15 лет

Юноши 16 лет

Профиль субдоменов СБ у юношей 16 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ юношей 16 лет

Z-оценка относительного СБ юношей 16 лет

Юноши 17 лет

Профиль субдоменов СБ у юношей 17 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ юношей 17 лет

Z-оценка относительного СБ юношей 17 лет

Проживают в арктической зоне

Профиль субдоменов СБ по Арктической зоне, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Арктической зоне

Z-оценка относительного СБ по Арктической зоне

Проживают на экологически неблагополучных территориях

Профиль субдоменов СБ по экологически неблагоприятным территориям, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по экологически неблагоприятным территориям

Z-оценка относительного СБ по экологически неблагоприятным территориям

Проживают в труднодоступных территориях

Профиль субдоменов СБ по труднодоступным территориям, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по труднодоступным территориям

Z-оценка относительного СБ по труднодоступным территориям

Республика Башкортостан

Профиль субдоменов СБ по Республике Башкортостан, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Республике Башкортостан

Z-оценка относительного СБ по Республике Башкортостан

Тюменская область

Профиль субдоменов СБ по Тюменской области, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Тюменской области

Z-оценка относительного СБ по Тюменской области

Приморский край

Профиль субдоменов СБ по Приморскому краю, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Приморскому краю

Z-оценка относительного СБ по Приморскому краю

Москва

Профиль субдоменов СБ по Москве, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Москве

Z-оценка относительного СБ по Москве

Донецкая Народная Республика

Профиль субдоменов СБ по Донецкой Народной Республике, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Донецкой Народной Республике

Z-оценка относительного СБ по Донецкой Народной Республике

Ульяновская область

Профиль субдоменов СБ по Ульяновской области, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Ульяновской области

Z-оценка относительного СБ по Ульяновской области

Омская область

Профиль субдоменов СБ по Омской области, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Омской области

Z-оценка относительного СБ по Омской области

Московская область

Профиль субдоменов СБ по Московской области, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Московской области

Z-оценка относительного СБ по Московской области

Новгородская область

Профиль субдоменов СБ по Новгородской области, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Новгородской области

Z-оценка относительного СБ по Новгородской области

Сахалинская область

Профиль субдоменов СБ по Сахалинской области, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Сахалинской области

Z-оценка относительного СБ по Сахалинской области

Чеченская Республика

Профиль субдоменов СБ по Чеченской Республике, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Чеченской Республике

Z-оценка относительного СБ по Чеченской Республике

Рязанская область

Профиль субдоменов СБ по Рязанской области, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Рязанской области

Z-оценка относительного СБ по Рязанской области

Ямало-Ненецкий автономный округ

Профиль субдоменов СБ по Ямало-Ненецкому автономному округу, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ по Ямало-Ненецкому автономному округу

Z-оценка относительного СБ по Ямало-Ненецкому автономному округу

Дети в полной семье

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в полной семье, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в полной семье

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в полной семье

Дети в неполной семье

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в неполной семье, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в неполной семье

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в неполной семье

Дети в семье с мамой

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в семье с мамой, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в семье с мамой

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в семье с мамой

Дети в семье с папой

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в семье с папой, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в семье с папой

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в семье с папой

Многодетная семья

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в многодетной семье, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в многодетной семье

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в многодетной семье

Дети с опекуном / попечителем

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в семье с опекуном / попечителем, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в семье с опекуном / попечителем

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в семье с опекуном / попечителем

Дети в приемной семье

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в приемной семье, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в приемной семье

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в приемной семье

Дети в детском доме

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в детском доме, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в детском доме

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в детском доме

Семья биологическая (кровная)

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в биологической (кровной) семье, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в биологической (кровной) семье

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в биологической (кровной) семье

Приемная / опекунская семья

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в приемной/опекунской семье, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в приемной/опекунской семье

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в приемной/опекунской семье

Семья родственников

Профиль субдоменов СБ детей, воспитывающихся в семье родственников, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, воспитывающихся в семье родственников

Z-оценка относительного СБ детей, воспитывающихся в семье родственников

Живёт в организации

Профиль субдоменов СБ детей, живущих в организации, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, живущих в организации

Z-оценка относительного СБ детей, живущих в организации

Национальность ‒ русская

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою национальность, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою национальность

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою национальность

Национальность ‒ татарская

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою национальность, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою национальность

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою национальность

Национальность ‒ казахская

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою национальность, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою национальность

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою национальность

Национальность ‒ башкирская

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою национальность, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою национальность

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою национальность

Национальность ‒ украинская

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою национальность, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою национальность

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою национальность

Национальность ‒ чувашская

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою национальность, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою национальность

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою национальность

Национальность ‒ чеченская

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою национальность, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою национальность

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою национальность

Религия ‒ Православная

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою религию, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою религию

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою религию

Религия ‒ Ислам

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою религию, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою религию

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою религию

Религия ‒ Католицизм

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою религию, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою религию

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою религию

Религия ‒ Буддизм

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою религию, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою религию

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою религию

Религия ‒ Иудаизм

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою религию, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою религию

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою религию

Религия ‒ Другая

Профиль субдоменов СБ детей, указавших свою религию, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, указавших свою религию

Z-оценка относительного СБ детей, указавших свою религию

Учатся в общеобразовательной средней школе

Профиль субдоменов СБ у детей, обучающихся в общеобразовательной средней школе, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у детей обучающихся в общеобразовательной средней школе

Z-оценка относительного СБ у детей обучающихся в общеобразовательной средней школе

Учатся в гимназии / в лицее

Профиль субдоменов СБ у детей, обучающихся в гимназии / лицее, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у детей обучающихся в гимназии / лицее

Z-оценка относительного СБ у детей обучающихся в гимназии / лицее

Учатся в малокомплектной сельской школе

Профиль субдоменов СБ у детей, обучающихся в малокомплектной сельской школе, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у детей обучающихся в малокомплектной сельской школе

Z-оценка относительного СБ у детей обучающихся в малокомплектной сельской школе

Учатся в колледже / техникуме

Профиль субдоменов СБ у детей, обучающихся в колледже / техникуме, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у детей обучающихся в колледже / техникуме

Z-оценка относительного СБ у детей обучающихся в колледже / техникуме

Учатся в школе-интернате

Профиль субдоменов СБ у детей, обучающихся в школе-интернате, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у детей обучающихся в школе-интернате

Z-оценка относительного СБ у детей обучающихся в школе-интернате

Учатся в коррекционной школе

Профиль субдоменов СБ у детей, обучающихся в коррекционной школе, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у детей обучающихся в коррекционной школе

Z-оценка относительного СБ у детей обучающихся в коррекционной школе

Учатся на домашнем обучении

Профиль субдоменов СБ у детей, обучающихся на домашнем обучении, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у детей обучающихся на домашнем обучении

Z-оценка относительного СБ у детей обучающихся на домашнем обучении

Учатся в закрытой школе для трудных подростков

Профиль субдоменов СБ у детей, обучающихся в закрытой школе для трудных подростков, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ у детей обучающихся в закрытой школе для трудных подростков

Z-оценка относительного СБ у детей обучающихся в закрытой школе для трудных подростков закрытой школе для трудных подростков

Сироты

Профиль субдоменов СБ у детей-сирот, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-сирот

Z-оценка относительного СБ детей-сирот

Есть инвалидность

Профиль субдоменов СБ у детей-инвалидов, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-инвалидов

Z-оценка относительного СБ детей-инвалидов

Есть ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ

Есть ограниченные возможности здоровья, но без инвалидности

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, но без инвалидности, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ, но без инвалидности

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ, но без инвалидности

Многодетная семья

Профиль субдоменов СБ у детей в многодетных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей в многодетных семьях

Z-оценка относительного СБ детей в многодетных семьях

Состоят на внутришкольном учете или в КДН

Профиль субдоменов СБ у детей состоящих на внутреннешкольном учете или КДН, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей состоящих на внутреннешкольном учете или КДН

Z-оценка относительного СБ детей, состоящих на внутреннешкольном учете или КДН

Семья проживает в России не более 1 года

Профиль субдоменов СБ у детей, проживающих на территории РФ не более 1 года, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, проживающих на территории РФ не более 1 года

Z-оценка относительного СБ детей, проживающих на территории РФ не более 1 года

Семья проживает в России менее 3-х лет

Профиль субдоменов СБ у детей, проживающих на территории РФ менее 3 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, проживающих на территории РФ менее 3 лет

Z-оценка относительного СБ детей, проживающих на территории РФ менее 3 лет

Семья проживает в России 3-4 года

Профиль субдоменов СБ у детей, проживающих на территории РФ 3-4 года, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, проживающих на территории РФ 3-4 года

Z-оценка относительного СБ детей, проживающих на территории РФ 3-4 года

Семья проживает в России более 5 лет

Профиль субдоменов СБ у детей, проживающих на территории РФ более 5 лет, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, проживающих на территории РФ более 5 лет

Z-оценка относительного СБ детей, проживающих на территории РФ более 5 лет

Семья проживает в России с моего рождения

Профиль субдоменов СБ у детей, проживающих на территории РФ с рождения, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей, проживающих на территории РФ с рождения

Z-оценка относительного СБ детей, проживающих на территории РФ с рождения

Дети с инвалидностью в коррекционных школах

Профиль субдоменов СБ у детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах

Z-оценка относительного СБ детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах

Дети с инвалидностью в инклюзивных классах

Профиль субдоменов СБ у детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивных классах, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивных классах

Z-оценка относительного СБ детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивных классах

Дети с инвалидностью в приемных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей-инвалидов в приемных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-инвалидов в приемных семьях

Z-оценка относительного СБ детей-инвалидов в приемных семьях

Дети с инвалидностью в организациях для детей-сирот

Профиль субдоменов СБ у детей-инвалидов, проживающих в организациях для детей-сирот, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-инвалидов, проживающих в организациях для детей-сирот

Z-оценка относительного СБ детей-инвалидов, проживающих в организациях для детей-сирот

Дети с инвалидностью в многодетных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей-инвалидов, проживающих в многодетных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-инвалидов, проживающих в многодетных семьях

Z-оценка относительного СБ детей-инвалидов, проживающих в многодетных семьях детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивных классах

Дети с инвалидностью в полных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей-инвалидов, проживающих в полных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-инвалидов, проживающих в полных семьях

Z-оценка относительного СБ детей-инвалидов, проживающих в полных семьях

Дети с инвалидностью в неполных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей-инвалидов, проживающих в неполных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей-инвалидов, проживающих в неполных семьях

Z-оценка относительного СБ детей-инвалидов, проживающих в неполных семьях

Дети с ОВЗ в коррекционных школах

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционных школах, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционных школах

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционных школах

Дети с ОВЗ в инклюзивных классах

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах

Дети с ОВЗ в приемных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, проживающих в полных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в полных семьях

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в полных семьях

Дети с ОВЗ в организациях для детей-сирот

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, проживающих в организациях для детей-сирот, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в организациях для детей-сирот

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в организациях для детей-сирот

Дети с ОВЗ в многодетных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, проживающих в многодетных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в многодетных семьях

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в многодетных семьях

Дети с ОВЗ в полных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, проживающих в полных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в полных семьях

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в полных семьях

Дети с ОВЗ в неполных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ, проживающих в неполных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в неполных семьях

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ, проживающих в неполных семьях

Дети с ОВЗ без инвалидности в коррекционных школах

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ без инвалидности, обучающихся в коррекционных школах, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, обучающихся в коррекционных школах

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, обучающихся в коррекционных школах

Дети с ОВЗ без инвалидности в инклюзивных классах

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ без инвалидности, обучающихся в инклюзивных классах, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, обучающихся в инклюзивных классах

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, обучающихся в инклюзивных классах

Дети с ОВЗ без инвалидности в приёмных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в полных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в полных семьях

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в полных семьях

Дети с ОВЗ без инвалидности в организациях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в организациях для детей-сирот, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в организациях для детей-сирот

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в организациях для детей-сирот

Дети с ОВЗ без инвалидности в многодетных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в многодетных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в многодетных семьях

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в многодетных семьях

Дети с ОВЗ без инвалидности в полных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в полных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в полных семьях

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в полных семьях

Дети с ОВЗ без инвалидности в неполных семьях

Профиль субдоменов СБ у детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в неполных семьях, в сравнении со всей выборкой, (в баллах)

Профиль субдоменов относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в неполных семьях

Z-оценка относительного СБ детей с ОВЗ без инвалидности, проживающих в неполных семьях